САЙТ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11

Мини-чат
200

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Утвержден 
приказом Министерства труда 
и социальной защиты 
Российской Федерации 
от 24 июля 2015 г. N 514н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Регистрационный номер – 509

I.    Общие сведения 
Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса

Основная цель вида профессиональной деятельности: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО); оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

II.    Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт 
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)

А. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОО, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ 

  • Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ 
  • Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды ДОО 
  • Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса 
  • Коррекционно-развивающая работа с детьми, в том числе работа по восстановлению и реабилитации 
  • Психологическая диагностика детей
  • Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса 
  • Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в ДОО) 

В. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

  • Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 
  • Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 
  • Психологическое консультирование лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 
  • Психологическая коррекция поведения и развития детей с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 
  • Психологическая диагностика особенностей лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

III.    Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО), сопровождение основных и дополнительных образовательных программ

Требования к профессиональному образованию и обучению - Высшее образование по профильным направлениям 

Требования к опыту практической работы – не предъявляется

Особые условия допуска к работе - К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации 

Педагог-психолог должен знать:

  • Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей 
  • Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка 
  • Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности 
  • Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования

3.1.1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ

Трудовые действия:

  • Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей 
  • Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации воспитанников, коррекционных программ 
  • Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных воспитанников 
  • Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей 
  • Разработка и реализация мониторинга результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной ФГОС ДО
  • Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 

Необходимые умения: 

  • Использовать качественные и количественные методы психологического обследования 
  • Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований 
  • Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся 
  • Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса 
  • Проводить мониторинг результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) 
  • Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся 
  • Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий 
  • Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями 

3.1.2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды ДОО

Трудовые действия

  • Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности 
  • Психологическая экспертиза программ развития ДОО с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды 
  • Консультирование педагогов  ДОО при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся 
  • Оказание психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса 
  • Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 

Необходимые умения:

  • Владеть приемами работы с педагогами по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой 
  • Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов и администрации ДОО 
  • Разрабатывать совместно с педагогами индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося 
  • Участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом 
  • Разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в ДОО 
  • Владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий 

3.1.3. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса

Трудовые действия 

  • Консультирование администрации, педагогов и других работников ДОО по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам 
  • Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося 
  • Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития и другим вопросам 
  • Консультирование администрации ДОО, педагогов, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся 
  • Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 

Необходимые умения 

  • Владеть приемами работы с педагогами с целью организации эффективных взаимодействий обучающихся и их общения в ДОО и в семье 
  • Разрабатывать совместно с педагогами индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося 
  • Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности 
  • Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками 

3.1.4. Коррекционно-развивающая работа с детьми, в том числе работа по восстановлению и реабилитации

 Трудовые действия 

  • Разработка и реализация планов проведения коррекционно - развивающих занятий для детей, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении 
  • Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей недостатков, нарушений социализации и адаптации 
  • Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся 
  • Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся 
  • Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 

Необходимые умения 

  • Контролировать ход психического развития обучающихся 
  • Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы 
  • Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей 
  • Проводить коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками 
  • Оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями 

3.1.5. Психологическая диагностика детей

Трудовые действия

  • Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы 
  • Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи 
  • Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, администрации ДОО и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся 
  • Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов 
  • Изучение интересов, склонностей, способностей детей, предпосылок одаренности 
  • Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 

Необходимые умения 

  • Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования 
  • Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов 
  • Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей к новым образовательным условиям 
  • Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи 
  • Осуществлять диагностику социально-психологического климата в коллективе 
  • Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом разрабатывать способы их коррекции 
  • Проводить мониторинг личностных и образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ДО 
  • Осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей 
  • Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся 

3.1.6. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса

Трудовые действия 

  • Ознакомление педагогов и администрации ДОО  с современными исследованиями в области психологии дошкольного возраста 
  • Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности 
  • Ознакомление педагогов, администрации ДОО и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов) 
  • Ознакомление педагогов и администрации ДОО с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации 
  • Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка 
  • Информирование о факторах, препятствующих развитию личности воспитанников и о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи 
  • Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 

Необходимые умения

  • Осуществлять психологическое просвещение педагогов, администрации ДОО и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей 
  • Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся 
  • Применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры 
  • Владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций 

3.1.7. Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)

Трудовые действия 

  • Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся 
  • Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер 
  • Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения 
  • Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения 
  • Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в ДОО, начало обучения, переход в новую образовательную организацию) 
  • Разработка рекомендаций для педагогов по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении 
  • Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 

Необходимые умения

  • Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации 
  • Разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в ДОО психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе 
  • Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам ДОО по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды 
  • Проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и в среде сверстников

3.2.    Обобщенная трудовая функция.

Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

3.2.1. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 

Трудовые действия 

  • Ознакомление педагогов и администрации ДОО с современными исследованиями в области психологии дошкольного возраста лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 
  • Ознакомление педагогов администрации ДОО, а также родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в рамках консультирования, педагогических советов) 
  • Просветительская работа с родителями (законными представителями) лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 
  • Ознакомление педагогов и администрации ДОО с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации, 
  • Помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса 
  • Помощь в сохранении и укреплении психологического здоровья лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 
  • Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 

Необходимые умения 

  • Осуществлять психологическое просвещение педагогов, администрации ДОО и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 
  • Информировать субъектов образовательного процесса о факторах, препятствующих развитию личности лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 
  • Разрабатывать и реализовывать образовательные программы по повышению психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ОВЗ, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, 
  • Владеть навыками преподавания, проведения дискуссий, презентаций 

3.2.2. Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 

Трудовые действия

  • Выявление условий, затрудняющих становление и развитие личности лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей 
  • Профилактическая работа с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, 
  • Разработка предложений по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, здорового образа жизни 
  • Разработка рекомендаций родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности к переходу на следующий уровень образования лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 
  • Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 

Необходимые умения 

  • Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации 
  • Создавать и поддерживать в ДОО психологические условия обучения и воспитания, необходимые для нормального психического развития и формирования личности лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации на каждом возрастном этапе 
  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата в ДОО
  • Разрабатывать рекомендации по созданию и поддержанию благоприятных условий развития на переходных и кризисных этапах жизни обучающихся 
  • Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям) и работникам ДОО по оказанию помощи лицам с ОВЗ в адаптационный период 
  • Эффективно взаимодействовать с педагогами и другими специалистами ДОО по вопросам развития обучающихся в ведущей для возраста деятельности 

3.2.3. Психологическое консультирование лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 

Трудовые действия

  • Консультирование педагогов и других работников ДОО по проблемам взаимоотношений с обучающимися и другим профессиональным вопросам 
  • Консультирование педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося 
  • Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с воспитанниками с ОВЗ, а также находящимися в трудных жизненных ситуациях
  • Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 

Необходимые умения

  • Применять современные методы психологического консультирования в соответствии с задачами консультирования и особенностями клиентов 
  • Консультировать администрацию ДОО, педагогов, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся 
  • Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов и администрации ДОО 
  • Владеть приемами работы с педагогами с целью организации эффективных учебных взаимодействий обучающихся, их общения в ДОО и в семье 
  • Разрабатывать совместно с педагогами индивидуальные программы для построения индивидуального образовательного маршрута для лиц с ОВЗ с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося 

3.2.4. Психологическая коррекция поведения и развития обучающихся с ОВЗ, а также  испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 

Трудовые действия 

  • Разработка и реализация планов коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения 
  • Организация и осуществление совместно со специалистами (педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами) психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации 
  • Формирование совместно с иными педагогическими работниками для обучающихся с ОВЗ, находящихся в трудной жизненной ситуации, образовательной среды, удовлетворяющей их интересам и потребностям 
Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz