Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 24 июля 2015 г. N 514н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Регистрационный номер – 509
I. Общие сведения
Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса
Основная цель вида профессиональной деятельности: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО); оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
А. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОО, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ
- Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ
- Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды ДОО
- Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса
- Коррекционно-развивающая работа с детьми, в том числе работа по восстановлению и реабилитации
- Психологическая диагностика детей
- Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса
- Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в ДОО)
В. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
- Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
- Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
- Психологическое консультирование лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
- Психологическая коррекция поведения и развития детей с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
- Психологическая диагностика особенностей лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО), сопровождение основных и дополнительных образовательных программ
Требования к профессиональному образованию и обучению - Высшее образование по профильным направлениям
Требования к опыту практической работы – не предъявляется
Особые условия допуска к работе - К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
Педагог-психолог должен знать:
- Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
- Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
- Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
- Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования
3.1.1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ
Трудовые действия:
- Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей
- Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации воспитанников, коррекционных программ
- Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных воспитанников
- Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей
- Разработка и реализация мониторинга результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной ФГОС ДО
- Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения:
- Использовать качественные и количественные методы психологического обследования
- Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований
- Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся
- Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса
- Проводить мониторинг результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
- Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся
- Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий
- Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями
3.1.2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды ДОО
Трудовые действия
- Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности
- Психологическая экспертиза программ развития ДОО с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды
- Консультирование педагогов ДОО при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся
- Оказание психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса
- Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения:
- Владеть приемами работы с педагогами по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой
- Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов и администрации ДОО
- Разрабатывать совместно с педагогами индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
- Участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом
- Разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в ДОО
- Владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий
3.1.3. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса
Трудовые действия
- Консультирование администрации, педагогов и других работников ДОО по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам
- Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
- Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития и другим вопросам
- Консультирование администрации ДОО, педагогов, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся
- Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения
- Владеть приемами работы с педагогами с целью организации эффективных взаимодействий обучающихся и их общения в ДОО и в семье
- Разрабатывать совместно с педагогами индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
- Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности
- Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
3.1.4. Коррекционно-развивающая работа с детьми, в том числе работа по восстановлению и реабилитации
Трудовые действия
- Разработка и реализация планов проведения коррекционно - развивающих занятий для детей, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении
- Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей недостатков, нарушений социализации и адаптации
- Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся
- Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся
- Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения
- Контролировать ход психического развития обучающихся
- Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы
- Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей
- Проводить коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками
- Оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями
3.1.5. Психологическая диагностика детей
Трудовые действия
- Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы
- Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи
- Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, администрации ДОО и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся
- Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов
- Изучение интересов, склонностей, способностей детей, предпосылок одаренности
- Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения
- Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования
- Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов
- Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей к новым образовательным условиям
- Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи
- Осуществлять диагностику социально-психологического климата в коллективе
- Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом разрабатывать способы их коррекции
- Проводить мониторинг личностных и образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ДО
- Осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей
- Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся
3.1.6. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса
Трудовые действия
- Ознакомление педагогов и администрации ДОО с современными исследованиями в области психологии дошкольного возраста
- Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности
- Ознакомление педагогов, администрации ДОО и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов)
- Ознакомление педагогов и администрации ДОО с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации
- Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка
- Информирование о факторах, препятствующих развитию личности воспитанников и о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи
- Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения
- Осуществлять психологическое просвещение педагогов, администрации ДОО и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей
- Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся
- Применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры
- Владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций
3.1.7. Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)
Трудовые действия
- Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся
- Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер
- Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения
- Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения
- Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в ДОО, начало обучения, переход в новую образовательную организацию)
- Разработка рекомендаций для педагогов по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении
- Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения
- Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации
- Разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в ДОО психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе
- Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам ДОО по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды
- Проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и в среде сверстников
3.2. Обобщенная трудовая функция.
Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
3.2.1. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Трудовые действия
- Ознакомление педагогов и администрации ДОО с современными исследованиями в области психологии дошкольного возраста лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
- Ознакомление педагогов администрации ДОО, а также родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в рамках консультирования, педагогических советов)
- Просветительская работа с родителями (законными представителями) лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
- Ознакомление педагогов и администрации ДОО с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации,
- Помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса
- Помощь в сохранении и укреплении психологического здоровья лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
- Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения
- Осуществлять психологическое просвещение педагогов, администрации ДОО и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
- Информировать субъектов образовательного процесса о факторах, препятствующих развитию личности лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
- Разрабатывать и реализовывать образовательные программы по повышению психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ОВЗ, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
- Владеть навыками преподавания, проведения дискуссий, презентаций
3.2.2. Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Трудовые действия
- Выявление условий, затрудняющих становление и развитие личности лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
- Профилактическая работа с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
- Разработка предложений по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, здорового образа жизни
- Разработка рекомендаций родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности к переходу на следующий уровень образования лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
- Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения
- Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации
- Создавать и поддерживать в ДОО психологические условия обучения и воспитания, необходимые для нормального психического развития и формирования личности лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации на каждом возрастном этапе
- Способствовать созданию благоприятного психологического климата в ДОО
- Разрабатывать рекомендации по созданию и поддержанию благоприятных условий развития на переходных и кризисных этапах жизни обучающихся
- Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям) и работникам ДОО по оказанию помощи лицам с ОВЗ в адаптационный период
- Эффективно взаимодействовать с педагогами и другими специалистами ДОО по вопросам развития обучающихся в ведущей для возраста деятельности
3.2.3. Психологическое консультирование лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Трудовые действия
- Консультирование педагогов и других работников ДОО по проблемам взаимоотношений с обучающимися и другим профессиональным вопросам
- Консультирование педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
- Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с воспитанниками с ОВЗ, а также находящимися в трудных жизненных ситуациях
- Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения
- Применять современные методы психологического консультирования в соответствии с задачами консультирования и особенностями клиентов
- Консультировать администрацию ДОО, педагогов, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся
- Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов и администрации ДОО
- Владеть приемами работы с педагогами с целью организации эффективных учебных взаимодействий обучающихся, их общения в ДОО и в семье
- Разрабатывать совместно с педагогами индивидуальные программы для построения индивидуального образовательного маршрута для лиц с ОВЗ с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
3.2.4. Психологическая коррекция поведения и развития обучающихся с ОВЗ, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Трудовые действия
- Разработка и реализация планов коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения
- Организация и осуществление совместно со специалистами (педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами) психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации
- Формирование совместно с иными педагогическими работниками для обучающихся с ОВЗ, находящихся в трудной жизненной ситуации, образовательной среды, удовлетворяющей их интересам и потребностям