Проект «Ступеньки к школе», разработанный в 2015 г. и направленный на взаимодействие взрослых и детей, послужит базой для развития познавательной активности, мотивационной готовности к школе воспитанников, снижения уровня тревожности участников. Такая форма работы интересна тем, что позволяет детям и родителям подготовиться к новым социальным условиям школьной жизни, познакомиться с будущими обязанностями и правами школьника, расширить кругозор, активизировать свой творческий и умственный потенциал.
Родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Анкетирование родителей, позволяющее выявить мотивационную готовность и характер их включенности в образовательный процесс, показал, что родители не достаточно понимают значимость проблемы подготовки ребенка к школьному обучению. Но, даже, имея желание, понимая значимость своей родительской роли, современные родители в силу отсутствия психолого-педагогических знаний, опыта зачастую просто не знают, как и чем они могут помочь ребенку к переходу на новую образовательную ступень. Другая категория родителей стремятся, как можно раньше, не достигая возраста шести с половиной лет, отдать ребенка в школу, при этом завышая его возможности и способности. Поэтому моей задачей стал поиск подходов, форм и методов организации взаимодействия с разными категориями родителей.
Занимаясь подготовкой ребенка к школьному обучению, родители, как правило, ориентированы на развитие у него таких умений и навыков, как чтение, счет, письмо; при этом роль познавательных процессов недооценивается. Соответственно, уже в первом классе основные жалобы, которые слышат педагоги-психологи школ от учителей, - на невнимательность, несобранность, отвлекаемость детей. Чтобы начало школьного обучения стало благополучным стартом для нового этапа развития, первоклассник должен быть инициативным, самостоятельным и организованным, готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми. В противном случае дошкольная линия развития тормозится, а школьная не может полноценно начаться. Неподготовленность ребенка к школьному обучению обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьной дезадаптации и неврозах, повышенной школьной тревожности. Поэтому особенно важно организовать совместные детско-родительские встречи, в ходе которых при непосредственном и активном включении взрослых в совместную работу с детьми происходит обучение их возможностям развития познавательных способностей ребенка через игру.
|